Как вернуть Крым?
Сейчас как воздух нужны адекватные национальные и интернациональные стратегии, взаимная активность и решимость, скоординированные практические шаги
Игорь Кабаненко
27 марта, 2014 - 10:14
ФОТО РЕЙТЕР
Нынешняя общественно-политическая ситуация характеризуется стойкими попытками большинства наших граждан сформировать четко идентифицированное с европейскими демократическими ценностями гражданское общество в Украине. События, произошедшие в период с ноября 2013 года по настоящее время, убедительно об этом свидетельствуют. Именно наш цивилизационный выбор создает реальную угрозу существованию Российской империи. Потому что в Москве понимают: процветающая и зажиточная Украина, построенная на демократических ценностях, — реальная угроза принципам существования авторитарной России.
В то же время, и это нужно признать честно, часть нашего общества продолжает находиться под влиянием пропаганды другого государства, ностальгических стереотипов из прошлого, на базе которых Россия формирует свою агрессивную по сути, но завернутую в красивую обертку, политику.
С другой стороны, на текущую ситуацию активно влияет то, что во многом новое политико-военное руководство страны оказалось не готовым действовать на опережение, принимать адекватные решения и претворять их в жизнь в критических, кризисных с военно-политической точки зрения условиях. Если министр обороны — политическая фигура — заявлял о том, что ему необходимо какое-то политическое решение, чтобы действовать, то это свидетельство не полного понимания системы координат, в которую он пришел работать.
Следует отметить, что на поведение власти повлияла очень сдержанная политика западного истеблишмента, который в данной ситуации предлагает нашим лидерам политико-дипломатический подход, не поддаваясь на провокации российской стороны. Можно понять наших западных партнеров, которые находятся под воздействием Кавказского синдрома 2008 года. Но геополитика — вещь разноплановая. Нельзя в ней следовать сцементированным подходам. Адекватность, гибкость и активность — то, чего нам не хватает в настоящий момент. Вспомним Судеты, где пытались усмирить агрессора. Чем это закончилось — всем нам известно. Оказывается, история нас ничему не научила. Последствия аналогичного подхода мы видим: Крым — оккупирован. На нашей территории продолжают активно использоваться подкуп, шантаж, пятая колонна, которая была введена в органы власти Украины во время режима Януковича, и радикальные экстремисты.
Как известно, мягкая сила без жесткой — вообще не сила. А бессилие — путь к поражению. Именно это и случилось в Крыму. Возникает вопрос не только — что дальше, а в первую очередь — каким образом действовать дальше?
Именно в этот момент группа украинских экспертов высокого уровня, которые не являются государственными служащими и представителями политических сил, по приглашению руководства Альянса прибыла в Брюссель.
План работы был насыщенным. Состоялись встречи с высокопоставленными должностными лицами политической и военной структуры НАТО, послами, экспертами и представителями национальных делегаций. Был обсужден широкий круг вопросов — от оценки нынешней ситуации до практических механизмов сотрудничества в разных отраслях.
Необходимо отметить в целом одинаковые оценки ситуации и прогностическую аналитику относительно возможных направлений развития кризиса. Подтверждена готовность Альянса к усилению сотрудничества в военно-технической отрасли, обсуждались вопросы защиты критической инфраструктуры, экспертной поддержки, обмена информацией и другие.
Констатирован крайне угрожающий характер дальнейших действий РФ как для суверенитета Украины, так и для европейского содружества. Достаточно откровенные и насыщенные дискуссии состоялись относительно возможных механизмов поддержки Украины со стороны стран НАТО.
Какие выводы можно сделать после этих встреч?
Главное — следует объединить все усилия Украины и мирового сообщества для противодействия агрессору, чего на самом деле не предпринимают. Есть фрагментарные вещи, в основном политического и экономического характера. Нужна системность с учетом того, что агрессора можно только остановить. Уговорить — нет. Поэтому сейчас пора работать нашим экспертам в Брюсселе и других европейских столицах для выработки и внедрения разных механизмов поддержки и взаимодействия. Конкретно и продуктивно.
К сожалению, ряд политиков пытается оценивать действия российской стороны с точки зрения логики и здравого смысла. Это является принципиальной ошибкой. Стоит помнить методы, формы и способы, которыми та сторона достигает собственной цели, — запугивание, цинизм, обман, грязные технологии, угрозы и принуждение не являются для нее инструментарием выбора. Это уместный и приемлемый подход. Посмотрите на характер действий в Чечне и Грузии.
Понимая это, необходимо выстраивать соответствующий адекватный подход. Прагматичность и четкие практические ориентиры в отношениях с РФ, политико-дипломатические, экономические, оборонные и другие — это то, что нам нужно сегодня и на ближайшую перспективу. Как и понимание того, что исключительно дипломатией и слепой верой в обещания агрессора проблему не решить.
Если РФ сосредоточила огромную наступательную группировку войск в Крыму и у границ нашего государства, значит, есть план идти далеко. Не будем успокаивать себя сладкими речами наших оппонентов. Для чего реактивные системы залпового огня и фронтовые бомбардировщики в Крыму, стратегическая авиация, перебазированная под Воронеж, реально подготовленная для воздушно-десантных операций на глубину до 500 км от наших границ воздушно-десантная компонента? Просто для того, чтобы выбросить в воздух сотню-другую миллиардов долларов? У нас не должно быть иллюзий.
Еще одним моментом является то, что с оккупацией Крыма начался огромный геополитический сдвиг на базе разрушения системы безопасности, сформированной после Второй мировой войны. Фактически есть все признаки попытки Москвы создать новый Европейский порядок. Это необходимо понимать нам всем, и на Западе также, как и то, что не все воспринимают адекватные оценки.
Безусловно, Крым — болезненный вопрос, учитывая все, что там произошло. Момент, когда нужно было действовать на опережение и проводить параллельные мероприятия с российскими войсками, был упущен. Это была бы игра нервов, но конфликт можно было подавить. Такой опыт есть в нашей истории. Почему им не воспользовались, — станет предметом национального расследования.
В то же время мы должны называть вещи своими именами — существует реальная угроза распространения агрессии. Именно это должно стать центром гравитации всех наших сегодняшних и будущих усилий. Ошибочным также является мнение, что в ближайшее время будет найден выход из сложившейся ситуации. Будем откровенными — все это надолго.
В таких условиях пространство для активных и решительных действий не потеряно. Но этим должны заниматься так называемые risk takers — профи, способные профессионально воспринимать существующие риски и решать сложные кризисные проблемы. В отличие от этого, власть почему-то упрямо следует принципу минимизации рисков войны ради президентских выборов. Конечно, выборы важны. В то же время, такой односторонний подход не создает никаких проблем для другой стороны в реализации ею собственной агрессивной стратегии. Наоборот, он побуждает ее использовать момент уклонения власти от войны любыми средствами, даже сдачей части территории государства, для того, чтобы откусить самый важный кусок, а в случае благоприятной ситуации — получить всю Украину полностью.
Иногда в Брюсселе приходилось слышать такие вещи, которые не вмещаются в мое понимание ситуации.
Например, когда мы вели речь о рассмотрении возможности основания при поддержке Запада пилотного проекта относительно строительства на материковой части Украины для наших крымчан-военнослужащих жилищного городка западного образца под ключ — с современными коттеджами и соответствующей инфраструктурой. При принципиально одобрительной оценке указанного предложения в кулуарах было отмечено о существовании позиции Министерства обороны Украины, что «у нас есть много высвобожденных военных городков и это не является проблемой».
Мы также должны понимать, что и в Украине, и на Западе есть значительное количество людей, которые рассматривают втягивание Запада и НАТО в эту войну как провокативное и подстрекающее. Но, к сожалению, угрозы высокие, и российские войска движутся. Как далеко они готовы зайти, известно лишь в Москве. Военно-политические индикаторы свидетельствуют — далеко. Наблюдение за всем этим без каких-либо активных действий является огромной ошибкой и в конце концов дает сигнал Путину — приветствуем все ваши агрессивные действия.
Безусловно, сегодня есть большое пространство для объединения наших усилий в борьбе с агрессором. Безусловно, политическая солидарность важна. Но в настоящий момент как воздух нужны адекватные национальные и интернациональные стратегии, взаимная активность и решимость, скоординированные практические шаги. Все это может многое сделать для нашей общей защиты.
Целесообразно действовать именно таким образом.
Игорь КАБАНЕНКО, адмирал, бывший первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины
|